Посадить сад или отправить в путешествие: как вовлечь подростков в социокультурные проекты

Почему совсем не важно, где человек родился, и как бабушкины слезы мотивируют участвовать в развитии малых территорий.

Евгения Федорова
Фото: kevin laminto / Unsplash

Агентство социальной информации (АСИ) поговорило с экспертами о связи территории и самореализации и собрало успешные кейсы, в которых подростки становятся соучастниками культурных и социальных изменений. 

Человек и территория

Дети младшего возраста, примерно до 12 лет, сами оказывают влияние на место, а не оно на них, рассказывает АСИ Дмитрий Рогозин, директор Центра полевых исследований Института социального анализа и проектирования РАНХиГС. Любое место дети могут «раскрыть» перед родителями, соседями или друзьями с лучшей стороны: в месте, где живут, они видят красоту. 

«Эта красота может быть на помойках, в лесу, в оврагах, где угодно, если мы говорим о сельских территориях. В больших городах тоже: в торговом центре, на какой-то площади или даже на лавочке. Для взрослого человека это что-то скучное и убогое, а для маленького — “археологические раскопки”», — говорит Дмитрий. 

Так дети придают смыслы местам, поэтому до определенного возраста им не важно, на какой территории они родились. Более того, воспоминания о местах, где проходило детство, остаются с человеком на многие годы. После 12 лет подростков начинают учить «присматриваться» к взрослой жизни, давят тем, что им нужно думать, куда поступить после школы.

Фото: Chad Stembridge / Unsplash
 

И те детские приоритеты, по словам Рогозина, часто под давлением взрослых подростки начинают менять, и тогда возникает чувство неудовлетворенности местом, в котором он живет. На это чувство во многом влияет и отношение других людей к месту: если они его не любят и не считают хорошим, по-своему красивым, это будет передаваться взрослеющему подростку. 

Часто неравенство подростков из сельских территорий и больших городов объясняется развитостью инфраструктуры. Но, по мнению Рогозина, это не означает, что нужно бросать все средства на развитие инфраструктуры. Ведь можно «поставить два камня» и профессионально играть в футбол, а можно при огромном стадионе заниматься на нем ерундой. 

Как социокультурные проекты влияют на подростков

Социокультурные подходы становятся востребованными не только в учреждениях культуры, рассказывает АСИ Инна Прилежаева, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры. Их аналитика в разных проектах показывает пропасть между запросом подростков и тем, что может предложить культурное учреждение.

В сентябре завершилась двухмесячная проектно-образовательная лаборатория «От привлечения к вовлечению», которую организовали Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко и Ассоциация менеджеров культуры. Во время лаборатории разрабатывали эффективные тактики и стратегии работы с детской, юношеской и молодежной аудиториями. Слушателями открытого лектория лаборатории стали 900 человек из 70 регионов страны.

Более подробно о работе лаборатории можно узнать на ее сайте, где собраны полезные материалы, дайджесты, записи публичных событий.

«На практике сделать так, чтобы подросток стал равноправным партнером  проекта и заказчиком на результат, очень сложно. Мы не всегда можем найти правильный язык, и часто действуем из собственных устоявшихся убеждений. При этом, дети сами являются носителями идей и ценностей, которые могут и должны лечь в основу проекта», — отмечает Прилежаева.

 

В определенном возрасте у детей возникает потребность в осознании себя, как личности, которая может принимать собственные, не навязанные решения. Участие в социокультурных проектах помогает и учит подростка принимать собственные решения.

Социокультурный проект создает зону развивающих возможностей, где через впечатления и переживания ребенок получает возможность сформировать или изменить свое отношение к себе и миру.  

Как раскрыть чувства подростков 

У городского историко-краеведческого музея города Полярного (Мурманская область) еще в 2020 году начались проекты, в которые вовлекали подростков, рассказывает Анастасия Князева, заместитель директора музея. 

Полярный — маленький город. Особого молодежного пространства там нет. Дети и подростки в основном проводят время в магазинах. 

В первый раз подростков привлекли к чисто краеведческому проекту «Ход времени». Там создавали аудиогиды по городу, и к участию приглашали подростков, которые учились в журналистской школе. В итоге участники проекта даже сняли серию видеофильмов о разных местах города. С такой аудиторией проблем не возникало, рассказывает Князева. 

«В такой работе самое главное, чтобы подросток изначально видел, что его работа принесет какой-то значимый результат. В подростковом возрасте важно осознание, что тебя замечают среди других», — считает Анастасия. 

Во втором проекте в 2021 году подростки вместе с мурманскими художниками создавали арт-объект: разукрашивали лодку. Перед участниками стояла задача изобразить городские достопримечательности. А пока учились пользоваться балончиком, разрисовали все подсобные помещения музея, рассказывает Анастасия. 

Фото предоставлено музеем Полярного

Группа на этот проект набралась буквально по сарафанному радио. И это действенный метод, считает Князева: если одному подростку что-то понравилось, об этом обязательно узнают его друзья и знакомые. 

На время реализации проекта «третьим местом» для подростков стал краеведческий музей, где они проводили очень много времени. И это тоже важно: чтобы работать с подростками, для них нужно создавать безопасное пространство. В музее был чайник для чая, печенье, свободная атмосфера. Но не без правил. Правила, говорит Анастасия, важно обозначить в самом начале: и это не только «поел — убери за собой», но и уважительное отношение к другим.

К третьему проекту в музее захотели привлечь к работе подростков, которые сами бы этого никогда не сделали. Так появился проект «Городское расследование», арт-резиденция для художников и подростков, в том числе из группы риска. Участников нашли через комиссию по делам несовершеннолетних и социальных педагогов. И пришли они, потому что им сказали явиться в приказном порядке, а еще — эта встреча была вместо какого-то урока. 

В проекте им нужно было рассказать художникам о своих любимых и нелюбимых местах в городе, чтобы те смогли его почувствовать. В результате они все вместе создали выставку «Смешанные чувства». Экспонаты на ней — призмы с рисунками и текстами. На трех сторонах призм описаны взаимоотношения с городом, близкими людьми и самим собой.  

«Подросткам в тот момент особенно понравилось, что кто-то, возможно, впервые заинтересовался их мыслями и чувствами», — рассказывает Анастасия. 

Фото предоставлено музеем Полярного

После они создали путеводитель по выставке, где объясняли, о чем она. Получилось, что подростки делились очень сокровенными вещами: и про буллинг, и про сложности с родителями, и про взаимоотношения друг с другом. И это при том, что в маленьком городе все друг друга знают. 

Как растрогать бабушек

У Фонда развития малых исторических городов есть проект «Дом Гумилевых». Дом находится в городе Бежецке Тверской области, рассказывает Юрий Щегольков, учредитель и генеральный директор фонда. Музей работает бесплатно. Он небольшой, занимает второй этаж купеческого дома, где раньше проживали Николай Гумилев, Анна Ахматова и Лев Гумилев. И там работает только один смотритель. Без волонтеров, говорит Юрий, там было бы невозможно существовать. 

Так возникло несколько волонтерских проектов, в которые вовлекали и школьников, и студентов. Первый — «Воссоздание яблоневого сада в Слепнево» — проходил на месте, где стоял дом Гумилевых, который потом перенесли в другое место. Остался только дуб с табличкой, что под ним творили великие поэты. 

Там решили воссоздать яблоневые сады. И позвали для этой работы школьников из Дмитрова, оплатили им проживание и проезд. Приехали порядка 40 подростков, а к ним присоединились школьники из Бежецка.  

«Они просто хотели приехать, им это было интересно. Это ведь путешествие. Из Дмитрова в другой город. Во-вторых, естественно они не сажали деревья целыми днями, после работы у них была экскурсия, культурная программа, поэтический вечер», — рассказывает Юрий. 

Фото предоставлено Юрием Щегольковым

В другом проекте при музее существует волонтерское сообщество из школьников старших классов. Они помогают музею в насущных бытовых делах, ставят театральные постановки, проводят экскурсии. За это им не платят, но приглашают в поездки — в Санкт-Петербург в музей-квартиру Льва Гумилева, в Калужскую область в парк «Этномир», в соседние города.  

 

Еще один кейс — студенческий. Юрий параллельно работает преподавателем в ВШЭ. По договоренности с университетом он смог привлечь своих студентов-магистров к проекту «Льняная дорога». Он посвящен городам, в которых когда-то было развито льняное производство. Оно было важным элементом культуры местных жителей. А теперь лен не производят. 

Так Юрий вместе со студентами выбрали десять городов, делали полевые и кабинетные исследования этих городов.

«Одно дело — слушать на лекциях про промысел. А другое — собрать букетики льна и подарить их местным бабушкам, например, смотрительницам музеев, в которых про лен ничего нет. И бабушки начинают рыдать, потому что лен был всей их жизнью», — говорит Юрий.

“И мои московские студенты, которые про малые города мало слышали, понимают, что затрагивают что-то серьезное. У них совершенно новая мотивация возникает: они понимают, что погибло что-то важное и его надо возрождать”, — заключает он.  

Дети и подростки действительно могут сделать место, в котором живут, лучше. И в этом совершенно не важно, где находится это место — в большом городе или в селе. Чтобы вовлечь подростков в социокультурные проекты, нужно сделать их соучастниками этих изменений, а не придумывать программу за них.

Источник

-0-

Фонд развития малых исторических городов © 2011 - 2024
All rights reserved