Под шум льняных коробочек. Эхо XVI Гумилёвского фестиваля в Бежецке

Статья тверского поэта и журналиста Татьяны МИХАЙЛОВОЙ, написанная по следам XVI Гумилевского фестиваля

Татьяна Михайловна - журналист, переводчик, поэт, краевед. Автор десяти книг. Серебряный призёр в номинации «Публицистика» на международном конкурсе «Русский стиль – 2009» (Германия). Лауреат международного конкурса «Приключение приходит само: Мир без насилия и войны» (Польша, 2011). Сборник статей «Гуттаперчевое небо» включён в шорт-лист международного литературного конкурса «Лучшая книга 2010» (Германия), а книга «Час возмущения воды» – в шорт-лист (6-е место) конкурса «Лучшая книга 2011». Серебряный призёр конкурса «Как живёшь, почтенный человек?», организованного уполномоченным по правам человека Тверской области (2014). Статьи печатались в тверских городских и областных газетах, в журналах «Русская провинция», «Тверца», «Северо-Муйские огни» (Бурятия), «The Journal of Slavic Military Studies» (США, в переводе редакции на английский язык), «Сетевая словесность» (Санкт-Петербург), «MuZa» (Москва), «Адвокатская палата» (Москва), «Великороссъ» (Москва), в альманахе «Русский стиль – 2009» (Германия), в сборнике СП РФ «Тверь».

 

Татьяна Михайлова

«Созревший лён шумит, как гаолян». Написала эту строчку, претендующую на то, чтобы считаться стихотворной, и рассмеялась.

Райцентр Бежецк в Тверской области, город на 20 000 населения, известен своим оркестром народных инструментов имени Василия Андреева (плюс соответствующим музеем и памятником основателю: неожиданно тонкой для бронзы работы), а также музеем Вячеслава Шишкова с классическим памятником этому труженику сибирской тайги и писателю в городе и портретом работы Вячеслава Шумилова в самом музее.

И, конечно же, многострадальными судьбами Анны Ахматовой, Николая Гумилёва и их сына Льва. Есть мемориальные доски, есть Градницы и Слепнёво (здесь Анна Андреевна написала многое из того, что составило сборник «Белая стая»), уже 16 лет существует Гумилёвский фестиваль, а с этого года – и фестиваль Ахматовский. Надо ли говорить, сколь необычен памятник семье: бюст Николая Гумилёва на круглом цоколе, портрет сидящей молодой Анна Андреевны, перенесённый в скульптуру с картины Альтмана, и Лев Николаевич в зрелом возрасте и строгом костюме – учёный в полный рост, разглядевший в нас пассионариев. Разрозненная группа разновозрастных родственников, как считают некоторые бежечане.

Сотрудники "Дома Гумилевых" Юрий Щегольков и Марина Шведова у памятника Анне Ахматовой, Николаю и Льву Гумилеву.  

Мы не ищем товарищей на вкус и цвет, мы наблюдаем за развитием проектов на бежецкой земле и пытаемся понять, что именно отторгает в них часть городского взрослого населения.

Руководитель Фонда развития малых исторических городов Юрий Щегольков (Москва) мечтает о проекте «Льняная дорога»: хотелось бы соединить десятки исторических центров в России и за её пределами, в которых во время оно выращивали лён и строили предприятия по его переработке. Бывшие льняные склады в Бежецке и теперь держат свою строительную форму и используются для хранения... правда, уже не льна. Впрочем, единственный льнозавод довоенной ещё постройки в городе, кажется, ещё продолжает работать.

Финальная часть Гумилёвского фестиваля, то есть заключительный концерт поэтов – участников конкурса – проходит в деревне Плотники. Под развёрнутым знаменем фестиваля у избы, практически до отказа заполненной льняными подзорами, стёгаными одеялами и аутентичными фотографиями довоенных деревенских семей, рядом с шумящим спелыми коробочками, льняным полем, на котором мы «теребим» (да-да, это значит убираем, выдираем из земли) на память по пучочку живого льна: как он выглядит и как он растёт, раньше видел не каждый участник и гость фестиваля.

Закрытие фестиваля в "Льняном уезде"

Программа четырёхдневного Гумилёвского фестиваля в Бежецке (Ахматовский двумя месяцами раньше оказался таким же длительным) поражает своей насыщенностью. Немудрено. Семья Гумилёвых переехала в этот город в год великой революции. Здесь учился Лев Гумилёв, здесь – менее чем за полгода до расстрела – Гумилёв открывал Бежецкий союз поэтов, единственный филиал Петроградского союза поэтов. Здесь близ кафедрального собора похоронена мать Поэта.

В заметном количестве приглашены библиотекари – в том числе из крупнейших столичных библиотек. Приглашены именитые музейные сотрудники с немалым стажем и опытом. (Финансовая «дружба» с парк-отелем «Воздвиженский» тоже опирается на надёжные плечи Юрия Юрьевича). И «круглые столы» с участием специалистов проводятся отнюдь не для галочки.

Создатель "Дома поэтов" в Градницах Лидия Богданова открывает круглый стол, посвященный работе литературных музеев в малых городах.

Дом поэтов в Градницах – филиал областного краеведческого музея в Твери (у которого властным росчерком высокого пера недавно отобрали отремонтированное здание в центре города).

Библиотеки и школы, в том числе окрестные, всё больше вовлекаются в публичное (!) чтение стихов великой четы. А книжные подарки и тем, и другим давно уже стали хорошим тоном со стороны приезжих гостей.

Следующий абзац, должна признаться, во избежание фактических ошибок я показала Ольге Медведко, и с её профессиональным участием (член Союза писателей и героиня моего «отчёта») он приобрёл следующий вид:

Ольга Медведко (слева) и волонтеры "Дома Гумилевых" 

"Не так давно в Бежецке появился, наконец, и Дом Гумилёвых. Основатель и председатель Гумилевского общества, культуролог Ольга Медведко (Москва) добивалась этого несколько лет. На покупку двух смежных квартир, где с 1917 года проживала семья Николая Гумилева в деревянной двухэтажке (бывшем доме дворян Знаменских), два года собирали деньги всем миром.

Это дало возможность Юрию Щеголькову, генеральному директору Фонда развития малых исторических городов, зарегистрировать в Твери Музейно-выставочный центр «Дом Гумилёвых». В своё время, собираясь в эмиграцию, Знаменские подарили семье Гумилёва весь второй этаж, но после «уплотнений» советского времени (как тут не вспомнить «Собачье сердце» Михаила Булгакова) Гумилёвым оставили только две маленькие комнатёнки.

В статусе председателя Гумилевского общества Ольга Леонидовна уже более 10 лет входит в Оргкомитет Гумилевского фестиваля и принимает гостей, в том числе нас – участников поэтического конкурса, приуроченного к фестивалю.

В экскурсии по Бежецку 2017 года, включающей и Градницы тоже, директор музея имени Шишкова говорит, правда, только об одной оставленной Гумилёвым комнате, но мы вверим это маленькое расхождение местным краеведам.

Дом Гумилёвых, конечно, требует серьёзного (читайте: недешёвого) ремонта. Но уже теперь в нём красиво и душевно. На стенах – подарки художников: весьма недурственные пейзажи, в том числе авторов – участников июньского (в дни Ахматовского фестиваля) пленэра в Градницах.

В "Доме Гумилевых" собрались поэты - участники фестиваля

Уместно вспомнить, что и выставки художников Юрий Щегольков организует (предполагаю, что за счёт своего фонда) не только в наших российских пределах. Итак, на стенах картины (преимущественно пейзажи), а на столах – со вкусом разложенное угощение к чаю. Понятие «вкус» (без кавычек) здесь, пожалуй, определяющее. Он и в оформлении дипломов для поэтов-победителей, он и во внешности хранителя дома – стройной красавицы и матери троих ребят Марины Шведовой, он и в немногословном участии в общей беседе двух главных москвичей.

Диплом одного из участников фестиваля

И так естественны сюрпризы от поэтов! Конечно, в будущем году поэтических душ за этими столами будет существенно больше: у доброй славы крепкие спортивные ноги. Но уже теперь поэт из Максатихи (есть и такой райцентр на обширной тверской территории) Владимир Ершов, антиквар «по совместительству», приносит в дар Дому Гумилёвых прекрасные металлические сосуды. Марина на мгновение теряет дар речи...

Будет что рисовать с детьми, будет чем поднять эстетический уровень Дома.

Мы выходим в дождь. На площади гремит очередная и не дешёвая кавергруппа. На наше удивление, почему молодёжь не с нами, кто-то не без вызова бросает: «Ваш Гумилёвский фестиваль – это междусобойчик».

Ой ли? Правда, в Слепнёво – имение матери Николая Гумилёва – народная тропа порядком заросла. А ведь «еду к себе домой» – говорила о Слепнёве Анна Ахматова и записывала в окрестных деревнях произведения фольклора.

Дело за волонтёрами Юрия Щеголькова? Или местные пассионарии всё-таки перестанут чураться заезжих «гастролёров» и объединят с ними свои благородные усилия? К примеру, в будущем году.

Источник

 

Фонд развития малых исторических городов © 2011 - 2024
All rights reserved