26 сентября 2025 года. Москва. Вести Туризм.
За свою историю Москва много раз менялась до неузнаваемости, но артефакты ее различных эпох до сих пор можно найти в современном облике. Чтобы понять, как старый город сохранился в сегодняшнем мегаполисе, эксперты Мостуризма провели исследование для специального выпуска журнала Russian Traveler. Делимся его результатами в преддверии Дня туризма и рассказываем о девяти ярких архитектурных достопримечательностях столицы. А спланировать посещение поможет сервис RUSSPASS, где можно узнать еще больше информации о каждом из мест.
Специалисты изучили архивные материалы и провели интервью с москвоведами, культурологами, искусствоведами и градозащитниками. В фокусе исследователей оказался период с 1147 года — первого упоминания столицы в летописях, — до 1953-го, завершения сталинской эпохи. Согласно результатам исследования, в столице сохранилось более 24 тысяч исторических зданий. Старше 70 лет — каждая десятая постройка в Москве. Большинство исторических зданий находятся в пределах Садового кольца и вблизи него — это монастыри, дворянские имения и уникальные архитектурные шедевры XIX-ХХ веков.
Также в образе старой Москвы определились три ключевые эпохи – допетровская, имперская и советская. Допетровская — это русское зодчество, нарышкинское барокко, объекты культурного наследия ЮНЕСКО, имперская — классицизм и модерн, доходные дома, известные особняки, а советская — авангард и конструктивизм, сталинский ампир и первые станции метро.
Допетровская эпоха
Главный храм страны вплоть до 1917 года — здесь венчали на царство, избирали патриархов и проводили важнейшие богослужения. Построенный в XV веке итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, Успенский собор объединил древнерусские архитектурные традиции и передовые для того времени инженерные решения. Внутреннее убранство не менее примечательно — величественные фрески кисти Дионисия и иконостас с работами Андрея Рублёва. До сих пор собор остается символом государственности: он входит в музейный комплекс Кремля, а с 1990 года в нем снова стали проводить торжественные богослужения.
Этот ярко-красный дом со множеством деталей на Берсеневской набережной — редкий пример частной жилой архитектуры XVII века, дошедший до наших дней почти без изменений. Построенные для зажиточной купеческой семьи, палаты соединяют в себе строгость форм и разнообразие декора, а высокое крыльцо, резные наличники и изящные узоры фасада делают здание похожим на сказочный дом. Впоследствии палаты сменили несколько владельцев и окончательно были достроены в XVIII веке: у здания появился каменный верхний ярус, белокаменная резьба и детали в европейском стиле — в таком виде оно и дошло до наших дней.
Один из лучших образцов столичного зодчества XVII века. Его построили в 1679–1682 годах в стиле «московского узорочья», для которого характерны нарядные кокошники, резные белокаменные детали и яркая декоративность. Центральный пятиглавый собор дополняет шатровая колокольня — одна из самых масштабных в Москве. Храм не закрывался для прихожан даже в советское время — и сегодня остается действующим приходским центром, но при этом также доступен для туристических посещений.
Имперская эпоха
Дворец, который задумывался как место царского отдыха на пути из Петербурга, а потому названный путевым, получил классическое оформление и элементы готического декора. Мансардные и стрельчатые окна, яркий штукатурный орнамент, зубчатые башни и красная черепица — эти нестандартные архитектурные решения легли в основу одного из самых красивых зданий Москвы в стиле классицизма. Инновационные решения при строительстве дворца — еще одна заслуга архитектора Матвея Казакова, который фактически определил облик города до пожара 1812 года. Сегодня здесь регулярно проводят экскурсии, в залах устраивают представления — балы и спектакли, а часть дворца отведена под бутик-отель.
ГУМ Самый крупный торговый комплекс в Европе на момент постройки (1893 год), концептуально и архитектурно вдохновленный парижскими пассажами. Именно по их образцу главное здание ГУМа получило полукруглую стеклянную крышу, а торговые улочки внутри архитекторы соединили изящными мостиками. В советское время комплекс перестроили, а в 1990-е годы провели его реконструкцию. Сегодня посетители приходят в ГУМ не только активно провести время, но и рассмотреть архитектуру знакового здания.
В 1907 году железнодорожный магнат Петр Перцов решил выстроить себе доходный дом в русском стиле рядом с храмом Христа Спасителя и Патриаршим мостом, ведущим на искусственный остров в самом центре города. Здание оформили на супругу Зинаиду — именно отсюда оно получило свое название. Иногда особняк также называют «Домом с крокодилами», хотя кронштейны балконов скорее напоминают драконов — как и другие элементы причудливого декора, они отсылают к древнеславянским фольклору и мифологии. Фасады украшены декоративными колоннами с совами, красочными майоликовыми панно с богом солнца Ярилой и разными волшебными существами — эти украшения созданы художником Сергеем Малютиным, который известен как иллюстратор сказок Пушкина и создатель русской матрешки. И, хотя сегодня внутрь дома попасть нельзя, внешним убранством особняка до сих пор любуются прохожие.
Советская эпоха
Один из самых амбициозных проектов массового жилья советских времен. Построенное к 1930 году конструктивистское здание должно было стать жильем нового типа, жители которого проводили бы все свободное время внутри — на длинных общих балконах, в коммунальном корпусе со столовой, прачечной и спортзалом, на крыше с террасой и цветником. Однако первые обитатели дома быстро ощутили нехватку личного пространства — эксперимент признали неудачным, а уникальное по форме здание много лет хаотично перестраивали. Основательная реставрация дома началась в 2016 году, а четыре года спустя шедевр конструктивизма окончательно открылся для посетителей — и стал одной из любимых городских достопримечательностей. Сегодня в доме не только работают музей-экспозиция об истории здания, кафе и книжный магазин, но и живут люди, а по коридорам и балконам дома можно пройтись во время экскурсии, которые здесь проводятся регулярно.
Выставка достижений народного хозяйства задумывалась как место, где демонстрируются передовые технологии, культурные и научные достижения страны. Городок с павильонами, аллеями, прудами и фонтанами был спроектирован архитектором Вячеславом Олторжевским и появился на карте Москвы в 1939 году. В разное время здесь работали известные архитекторы, скульпторы, реставраторы, строители. Итогом работы стали выдающиеся произведения искусства: например, образец социалистического реализма — скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Сегодня это не только важнейший памятник советской эпохи, но и современное общественное пространство с цветниками и парками, местами для занятия спортом и прогулок, музеями и павильонами. А еще — всевозможными активностями: каток, океанариум, самое большое колесо обозрения в Европе, и сотни экспозиций от секретов космоса до появления письменности.
Одна из семи легендарных сталинских высоток Москвы. Главное здание самого известного столичного университета построили в 1950-х годах: его высота со шпилем составляет более 200 метров — до начала нового века этот корпус считался самым большим зданием Европы. Высотку окружают симметричные корпуса факультетов — здесь находятся геологический, механико-математический и географический, а также актовый зал, научная библиотека, музей землеведения и доступная для посещения с экскурсией ротонда на 30 этаже. Вокруг здания раскинулся университетский кампус с парком и прудами, а в пешей доступности от главного корпуса находятся Воробьевы горы — одна из самых живописных панорамных точек города.
В Москве порядка 500 экскурсий проходит ежедневно. Комитет по туризму города Москвы комплексно поддерживает экскурсионное сообщество столицы. Город осуществляет проведение аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков в удобном онлайн-формате, приглашает отрасль на экскурсии в уникальные городские объекты, закрытые для широкого доступа. Именно гиды формируют первые впечатления о столице у туристов. С целью популяризации профессии также проводится конкурс «Покажи Москву!».
-0-